Введение.     О тайне мира


Выздоровление возможно лишь посредством внутреннего процесса работы над собой. Поэтому Будда не признавал никакой действенной силы за формулами, которые словесно передаются из поколения в поколение, подобно корзине, переходящей из рук в руки.
( Маджима-никая сутра )

Множество философских доктрин и религиозных учений наполняют корзины знаний, оставленные нам ушедшими поколениями. Так на чердаке старого дома, в сундуках хранится всякая всячина, и каждая вещь в свое время использовалась, была новой, необходимой и нужной. Старое ружье все еще исправно, мышеловка действует. Мальчишка, попавший на чердак, может быть, выберет что-то для игры, но нет необходимости уносить с собой все.

В притче о стреле Будда говорил, что, если человек ранен стрелой, то думать о том, кто изготовил ее и кто выпустил, следует только после того, как вытащишь стрелу и залечишь рану. Иначе - глупец умрет раньше, чем получит ответ на свои вопросы.

Но люди не перестают задавать себе неразрешимые и бесполезные вопросы. Почему? Зачем? Трудно сказать. По китайской пословице путник, напившись из реки, хочет окинуть взглядом ее истоки. Напился ли ты? Залечил ли свои раны?

"О тайне Мира хотя бы лепет" - это, удивившее меня, название статьи в старом журнале, отсюда и название моей работы. Наверное, никто не раскроет все тайны, здесь же речь пойдет о некоторых духовных аспектах бытия, часто остающихся на периферии сознания.

Наша Вселенная является частью Единого - созидающей среды, размеры которой не умещаются в представления человека. Мир в момент творения возник, как взрыв, из единой точки (сингулярность) и продолжает расширяться во всех измерениях, но все, имеющее начало, имеет и конец. Идею конечности вселенной не отрицают, ни эсхатология, ни официальная наука.

Йоги предлагают медитативный путь познания: Пусти свою мысль лететь бесконечно быстро и бесконечно далеко, следуй за ней все дальше и дальше, и там, где она уже не сможет лететь и остановится, - там конец нашей Вселенной. Далее предлагается сделать еще одно внутреннее усилие и шагнуть за границу, перед которой мысль остановилась. Так мы попадаем в Запредельное (Единое). В Запредельном нет границ и ориентиров, это бесконечная среда обитания всех Вселенных, нынешних, прошлых и будущих. Так под дождем возникают на поверхности реки пузырьки, плывут какое-то время по течению и исчезают, а у реки своя судьба. Но для всех пузырьков, возникших во время грозы, река неизменна и неизмерима во времени и в пространстве. Это метафорическое, но, по сути, точное описание Вселенных, плавающих в Запредельном.

Индийцы считают, что мир был сотворен Богом в процессе игры, и эта игра (лила) служит достаточным основанием для акта творения. Существует красивый миф о том, как Пуруша сотворил все сущее. До этого не существовало ничего, кроме него самого, и поэтому Пуруша использовал единственный имеющийся строительный материал - он сотворил мир из своей плоти, из себя. Таким образом, творение мира было первым жертвенным актом, а человек изначально един с Пурушей, Запредельным, Единым, Брахманом, Богом, Абсолютом - имен много, но суть одна.

Более вероятно, что миры возникают неосознанно, точно также как в теле человека возникают или исчезают клетки: организм живет, а сознание отвечает только за высшие уровни существования и не отслеживает происходящее в глубинных слоях. Так в теле каждого из нас рождаются и отмирают миллиарды клеток, но мы не контролируем эти процессы осознанно.

В масштабе Запредельного всю нашу Вселенную можно уподобить одной живой клетке, человек - еще меньшая клеточка в том же самом организме.

В наше время в литературе все чаще встречаются упоминания об информационном поле, от этой идеи уже не открещиваются с испугом ни ученые, ни редакторы. Как гравитационное поле является свойством массы всех элементов материи, так информационное поле - несет информацию о всех процессах и явлениях Вселенной. В Индии знали о нем и называли Алая Виджняна (вместилище сознания) или Разум Мира. Разум Мира охватывает все происходящее в мире, но не имеет полного знания о Запредельном, а познания человека еще более ограничены. И, тем не менее, можно ли сказать хоть что - либо о тайне Мира? Хотя бы лепет? Я предлагаю попробовать, может быть, в качестве вопроса для дискуссии.

Задача.


Сообщества клеток образуют все органы тела, которые, в свою очередь, объединяются в организм человека. Каждая из мельчайших составляющих принимает участие в едином процессе жизни, выполняя свою индивидуальную работу. Клетка полностью включена в жизнедеятельность организма, она принимает управляющие сигналы и реагирует на них, но при этом следует отметить разницу в форме общения на разных уровнях существования. Так, люди общаются вербально, при помощи слов языка, а клетки получают и передают информацию электрическими или химическими сигналами, и не воспринимают прямое значение слов.

Можно сказать, что сознание человека и его тело говорят на разных языках, клетки не понимают конкретных вербальных высказываний, но могут реагировать на общий смысл сказанного. У каждого из нас, наверное, есть успешный опыт общения со своим телом, когда приходилось уговаривать боль или болезнь. Эта реакция на призыв с более высокого уровня вполне понятна - ведь само существование клеток определено тем, насколько оно, это существование, соответствует общей цели - выживанию всего организма.

По аналогии видно насколько необходимы усилия, направленные на понимание человеком задач и цели всего организма - Запредельного, чтобы не идти против течения, попусту растрачивая энергию и подвергая опасности само свое существование, так как больные клетки в первую очередь погибают и отторгаются системой.

Необходимо заметить, что сравнения, употребляемые выше, ни в коей мере не умаляют значимости человека, как творца духовных и культурных ценностей, как существа мыслящего, способного осознать всю сложность и красоту мира.

Даосская притча рассказывает о маленькой рыбке, которая спрашивала: Что такое море?, она просто не могла осознать, что среда ее обитания может быть самостоятельным явлением.

Человек - единственная в мире клеточка, способная исполнять свое бытие осознанно, к сожалению, духовное осознание - процесс трудный и, зачастую, нескончаемый, а поэтому редко востребованный (исключая вариант Истина в вине).

Задача ставится просто: попытаемся выделить в нашем бытии те черты, которые присущи Единому, а для этого представим себе основные свойства Его.

Голос Единого звучит всегда, наш мир - плоть от плоти Его и проникнут всеми Его полями и вибрациями. Голос Бога звучит всегда, и каждый слышит всем своим существом, но зачастую не воспринимает, как рыбка не воспринимала море, просто существуя в нем.

Когда же тот, кто слышит, пробует поделиться с ближними своим открытием, он может выразить словами только свой внутренний опыт. Все священные писания представляют собой попытки перевести на человеческий язык Великую Песню Единого, разница в текстах обусловлена временем и местом их творения - уровнем развития авторов, языком народа, особенностями восприятия, присущими данному этносу и многими другими причинами. И, тем не менее, в каждом случае неизменно просматриваются общие философское и этическое начала, некий духовный инвариант, выделить который и является задачей.

Лепет.


Много раз я задавал собеседникам вопрос: Какие свойства, присущие Богу (Высшему существу), вы могли бы назвать?. Этот вопрос не связан с верой или конкретной конфессией, он может быть принят в чисто игровом ключе и не должен никого обижать.

Ответов было не так уж много, я опускаю такие предположения, как всемогущество, вездесущесть, всеведение и другие свойства, являющиеся просто неотъемлемыми качествами порождающей среды, а также и милосердие, которое часто проявляется, как промысел Божий, не всегда совпадающий с человеческими представлениями о благе.

Мое особое внимание привлекли САМОДОСТАТОЧНОСТЬ, а также ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ - основа зарождения живого, причина появления мыслеформ, что пронизывают пространство и порождают жизнь. Так, в процессе бытия в организме рождаются и рождаются все новые клетки - вселенные, звезды, люди. В. Н. Пушкин высказал предположение о зарождении жизни на Земле. По его гипотезе жизнь появилась под воздействием информационных сигналов, пронизывающих нашу Вселенную, существующих всегда, присущих единой среде обитания. На нашей планете жизнь появилась лишь тогда, когда природа прошла путь от раскаленной материи до первичных белковых структур, из которых можно было строить живое. A мыслеформы, порождающие жизнь и есть проявление творческой активности Единого. Будь готов, ученик, учитель готов всегда!.

Кроме того, кажется важным еще одно обстоятельство - порождающая среда СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ ВРЕМЕНИ, она была до и останется после исчезновения вселенной, как река после дождя.

Со временем была составлена таблица (прилагается), в которой прослеживается реализация основных свойств Единого на четырех уровнях существования: Таблица дает возможность проследить связь основных свойств Единого с явлениями окружающего нас мира. Первое из основных свойств - самодостаточность связана с информационными процессами, второе - творческая активность лежит в основе созидания. Третье качество Единого - существование вне времени - имеет своей альтернативой разрушение всего, когда-либо созданного. В каждом слое таблицы, на различных уровнях существования, прослеживаются изменения этих свойств.

Приведенная модель, вне всякого сомнения, является весьма упрощенной и может быть справедливо оспорена по многим пунктам. Однако, несмотря на все недостатки, эта схема позволяет выделить из необозримого хаоса окружающих нас предметов и событий некие приоритетные направления для приложения сознательных усилий человека.

Творческая активность на уровне существования живого на Земле реализуется, как просто воспроизводство жизни, но на уровне человека освящается возникновением любви, которая в соединении с законом дает начало семье.

На уровне живого смерть наступает в результате естественного старения или, как результат охоты для поддержания жизни, так, например, кошка ловит мышь. Разрушение и смерть в условиях человеческого существования порождают страх и убийство, убийство вне природного круговорота явлений, в свою очередь, убийство в совокупности с законом порождает войну и наказание. Все интересы социума завязаны на производственный процесс, представляющий основу существования, и коэффициент полезного действия этого процесса служит мерилом качества бытия граждан в государстве,.

Рассматривая эти закономерности, человек может определить наиболее перспективные области приложения своих усилий для гармонизации собственной жизни и осуществить сознательный вклад своих усилий в жизнь Единого.

Приоритетными направлениями, например, могут служить увеличение знания, взращивание любви, противодействие страху и всему, что с ним связано. Закон социума - это не только порождение страха и смерти, но также и проявление созидательных сил. Закон необходим для поддержания всех установлений общества, причем дух и буква закона всегда определяются уровнем знания на данном этапе развития.

В конечном счете, когда (и если) эволюция общественных отношений приведет к высшим формам существования социума, законы смогут быть приближены к духовным заповедям, а управление сведется к оптимальному распределению заданий там, где это необходимо. В этом случае останется в прошлом все, что связано с насилием и убийством, но сегодня, к сожалению, это "прошлое" является для нас реальностью. Поэтому важной задачей человека можно считать усилия, приложенные к соблюдению законов и к изменению их в направлении гармонии и баланса.

Да поможет нам Бог!

Да простит нас Бог!




К первой главе
Hosted by uCoz